27 марта 1916 – 30 июня 2001 гг.
Директор Рыбинского НПО моторостроения, Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии СССР в области науки и техники, депутат Верховного Совета РСФСР VIII, IX и XI созывов, член Ярославского обкома КПСС и Рыбинского горкома КПСС, депутат Рыбинского Совета народных депутатов, почётный гражданин города Рыбинска
Дерунов Павел Фёдорович
Дерунов Павел Фёдорович на приёме делегации
Подробно о человеке
Родился в семье фельдшера в селе Алтайское Бийского уезда Томской губернии (ныне — Алтайский край). В 1923 году с родителями переехал в поселок Песочное, ныне Рыбинского района Ярославской области. Здесь окончил школу-семилетку. Павел Дерунов окончил Калязинский техникум, затем — Рыбинский авиационный институт.

После института работал в городе Молотов (современная Пермь) на заводе номер 19 имени И. В. Сталина. П. Ф. Дерунов приехал в город в трудное время восстановления Рыбинского авиамоторного завода после эвакуации в Уфу, ещё во время войны, в 1944 году.
«В цехах завода стоял холод. — писал Дерунов в своей книге «Моторостроители». — Люди работали в ватниках, платках и ушанках, валенках с калошами из резины автомобильных камер… Отогревались у печей — времянок и жаровен, которые топились «по черному», и поэтому воздух кругом был пропитан едким дымом»
Дерунов стал заместителем главного инженера завода через два года после переезда в Рыбинск. Вскоре без отрыва от основной работы он окончил с отличием Академию Министерства авиационной промышленности СССР. В декабре 1952 года П. Ф. Дерунов назначается главным инженером моторостроительного завода и работает в этой должности шесть лет.

В 1958 году Павел Фёдорович назначается на должность директора Ярославского моторного завода, а в 1959 становится заместителем председателя Ярославского совнархоза. Директором Рыбинского моторостроительного завода стал в 1960 году.

Первым в стране Дерунов стал инициатором разработки и внедрения на заводе объективной оценки уровня научной организации труда и культуры производства. После присуждения ему Государственной премии СССР за эту разработку Павел Федорович ненадолго перешел на работу заместителем министра авиационной промышленности СССР (с 1973 по 1974 год). Далее Дерунов возглавлял предприятие, в которое, помимо моторостроительного завода, вошло и конструкторское бюро. Это решение было для своего времени революционным. Появилось объединение с мощной конструкторско-производственной базой, что позволяло ему ускорить темпы разработки и серийного освоения новой авиационной техники.

Дерунов стал инициатором создания комплексного плана технического перевооружения предприятия. Его осуществление позволило начать выпуск двигателей Д-30КУ и Д-30КП, конструктора П. А. Соловьева, которые устанавливались на самолетах Ил-62М, обладающих высокой пассажировместимостью, грузоподъемностью и большой дальностью беспосадочных перелетов.
Ил-62М с двигателями рыбинского завода, осуществлявший пассажирские перевозки во время проведения летних Олимпийских игр 1980 г. в Москве
Чтобы «разрядить» существующий в СССР дефицит ряда товаров народного потребления, моторостроители освоили производство снегоходов «Буран» и сепараторов молока. Выпуск такой многообразной и качественной продукции требовал от Дерунова создания высококвалифицированного коллектива и поступательного наращивания производственных мощностей. Это Павлу Федоровичу удалось в полной мере.
Снегоход «Буран» был поставлен на конвейер в 1973 году
При Дерунове объединение имело в среднем темп роста объёмов производства и производительности труда по 8 процентов в год без увеличения численности персонала. В основных цехах более половины рабочих стали обслуживать автоматизированное оборудование.

Этот всесторонне подготовленный и порядочный человек любил свой завод и город, и люди платили ему тем же. Идя по улице, он едва успевал отвечать на приветствия рыбинцев. Кто работал вместе с Деруновым, только диву давались, как у него хватало на все время: и постоянно бывать в цехах и на участках предприятия, почти ежедневно посещать строящиеся объекты, встречаться и беседовать с десятками людей, проводить заседания и совещания. И еще выполнять обязанности депутата Верховного Совета РСФСР. Но удивляться этому не стоило. Рабочий день Дерунова длился, как правило, 12-14 часов.
Добрая память
За что полюбили рыбинцы Павла Фёдоровича Дерунова?
В новейшей истории Рыбинска трудно найти человека, который оставил о себе памяти больше, чем Павел Федорович Дерунов. Его мир не замыкался огороженной территорией моторостроительного завода. Он строил город. Вокруг своего завода и для своих заводчан. Строил много и успешно. Больницы, детские сады, школы. Но в первую очередь — жилые дома.

Каждый год заводской домостроительный комбинат обеспечивал бесплатными квартирами до тысячи семей моторостроителей, но не только. Дворец спорта «Полет» с единственной в городе площадкой искусственного льда, стадион «Сатурн», станция Юных техников, санаторий-профилакторий, пионерский лагерь имени Зои Космодемьянской, Дом книги, медицинский стационар и детская поликлиника, база отдыха «Кстово» — всё это было построено при Павле Фёдоровиче.
П. Ф. Дерунов за обсуждением макета городской застройки
Советское время характеризуется понятием «типовой». Типовой проект, типовой дом, типовая форма… Никто не выделяется из толпы, все живут одинаково однообразно. Но только не Дерунов. Вся страна строила типовые пятиэтажки, а Дерунов — первый в области 12-этажный жилой дом.
Первый 12-ти этажный дом в Ярославской области, построенный в Рыбинске
Рассказывают, что когда дом был уже почти построен, разразился скандал. Скорее, политический, нежели экономический. Как посмели построить многоэтажку, почти небоскреб, в глухой провинции раньше, чем в областном центре! Скандал дошел до Москвы, и у Дерунова начались проблемы. Говорят, в какой-то период даже обсуждался вопрос о его снятии с должности директора завода. Дескать, выскочкам не место в советской промышленности. К счастью, возобладал здравый смысл. Москва махнула рукой и выдала разрешение, а Ярославлю пришлось смириться с тем, что в самом центре Рыбинска стоит первый в области 12-этажный жилой дом.

На доме, где жил Дерунов, была установлена мемориальная доска. Вскоре одна из площадей в центре города стала носить его имя. На этой площади 31 августа 2013 года и был торжественно открыт памятник П. Ф. Дерунову. Тысячи рыбинцев участвовали в сборе средств на его создание»

Статья подготовлена с использованием материалов сайта «Однажды в Рыбинске»
Памятник П. Ф. Дерунову
Павел Фёдорович Дерунов умер 30 июня 2001 года. Похоронен на Южном кладбище города Рыбинска. В 2005 году в память о нем одна из центральных площадей города, носившая название Юбилейной, была переименована в площадь П. Ф. Дерунова.

В 2013 году День города в Рыбинске ознаменовался особым событием: на аллее Славы был открыт памятник почетному гражданину города Рыбинска П.  Ф. Дерунову. Средства на строительство и возведение памятника были собраны из добровольных пожертвований горожан. Скульптор Александр Рукавишников точно сумел передать характер Павла Фёдоровича.
Памятник П. Ф. Дерунову, установленный в Рыбинске напротив площади, носящей имя Павла Фёдоровича, скульптор А. И. Рукавишников. Торжественно открыт 31 августа 2013 года
Вид Юбилейной площади (в будущем площадь им. П. Ф. Дерунова), 1980 год
1977. Празднование 200-летия Рыбинска. П. Ф. Дерунов (справа) и директор ВМЗ А.А. Герасимов приветствуют члена Политбюро ЦК КПСС А.П. Кириленко
Вручение ключей от бесплатных квартир специалистам завода во время празднования юбилея объединения, 1982 год
Микрорайон «Скоморохова гора», наши дни. Самолет, установленный как символ города авиамоторостроителей, появился здесь в 1983 году
Made on
Tilda