Открытие памятника состоялось летом 1953 года
В начале 40-х годов прошлого столетия, чтобы увековечить подвиг советского народа по созданию ГЭС и Рыбинского моря, приняли решение воздвигнуть перед шлюзом памятник.
Монумент Мать-Волга
Монумент «Волга», архитектор Н. Донских, скульпторы С. Д. Шапошников и В. Малашкина, 1953 г.
Подробно о событии
17 мая 1941 года через шлюз Рыбинского гидроузла прошли первые суда. А через 36 дней началась война. Стало не до памятников. И лишь спустя пять лет после Победы вновь встал вопрос о том, чтобы монументально увековечить трудовой подвиг строителей Волгостроя. Было принято решение о создании монумента.

Предполагалось, что памятник будет изображать русскую женщину, олицетворяющего Родину, с ее силой и мощью, и мужчину-чекиста, охраняющего ее «счастье» (исходя из того, что рыбинский гидроузел строили в основном заключённые сталинского концлагеря - ВолгоЛАГа). Но, несмотря на это, в итоге монумент получил то воплощение, которое мы видим сегодня.

«Волга» должна была занять центральное место на пирсе, обращённому к верхнему бьефу, между шлюзовыми башнями со стороны водохранилища.

Это поручили осуществить москвичам – архитектору Н. Донских и скульпторам С. Д. Шапошникову и В. Малашкиной.

Торжественное открытие памятника «Волга» состоялось летом 1953 года.
Как возводили статую
Скульптор проекта Сергей Дмитриевич Шапошников создал десятки эскизов, прежде чем выстрадал нужный образ. Он предложил поставить скульптуру в самом начале дамбы, которая на целый километр выдвинулась в водохранилище. Возвышаясь над водой, свободная от тесных объятий шлюзов «Мать-Волга» зрительно объединяла в единое целое все сооружения гидроузла. Идея скульптора была одобрена, и он приступил к реализации замысла.

Двухметровую модель статуи распилили на фрагменты толщиной в пять сантиметров. На фанере были вычерчены контуры каждого фрагмента с пятикратным увеличением. На дамбе, на месте будущего памятника, была сооружена башня, в которую заключили до поры до времени и статую, и высокий пьедестал для неё.

Сооружался памятник так. Фанерные листы складывали в обратном порядке, фиксируя деревянными брусками, благодаря которым между фрагментами получались зазоры в 25 сантиметров. Словно игрушку — конструктор таким образом собрали 11-метровую деревянную статую. Ее обмазали гипсом, потом на гипсовую скульптуру надели гипсовый же кожух. Через постамент из огромной формы выбрали все дерево и гипс статуи. В образовавшейся пустоте был сварен армированный «скелет». Наступила напряженная пора изготовления железобетонного тела «Матери-Волги». Только на изготовление простёртой вперёд руки понадобилось шестнадцать тонн бетона. Сергей Дмитриевич, пренебрегая уютом, жил тут же, на дамбе, в небольшом домике, и контролировал возведение монумента.
Скульптор С. Д. Шапошников за работой
Интересный факт
Интересно, что в 1939 году газета «Большая Волга» опубликовала эскиз рыбинской ГЭС с композицией «Рабочий и колхозница». Памятник хотели установить на округлой площадке перед средней шлюзовой башней со стороны водохранилища. Учитывая, что строительные работы на Рыбинском гидроузле в то время ещё не были завершены, монумент установили на временный постамент возле ВДНХ в Москве.

Как известно, нет ничего более временного, чем постоянное. «Рабочий и колхозница», созданные изначально для советского павильона на Всемирной выставке в Париже 1937 года, получившие восторженные отклики Пабло Пикассо и названные французской прессой «величайшим произведением скульптуры ХХ века» полюбились москвичам и об их установке в Рыбинске уже не могло быть и речи.
Скульптура «Рабочий и колхозница». Архитектор Борис Иофан, скульптор Вера Мухина, 1937 год
Made on
Tilda